Необычные религии Вьетнама

Новыми религиями принято считать религиозные течения синкретического характера, которые возникли в разных районах земного шара в течение последних полутора веков. Вьетнам стал родиной нескольких из них: каодаизм, хоахао, кокосовая религия и некоторые другие, более мелкие, которые или уже исчезли, или информация о них  пока, не стала общественным достоянием. В широком смысле это явление можно воспринимать как закономерный результат взаимодействия религиозных традиций Востока и Запада.

Храм Као Дай

Каодаизм (Cao Dai — «Верховный дворец») оформился в Южном Вьетнаме в 20-е годы XX в. Как и все новые религии, каодаизм синкретичен по своему содержанию и внешнему оформлению. Основные положения традиционного дальневосточного комплекса «трех религий» в сочетании с элементами христианства и культа предков составили основу его доктрины и определили специфику культа. Полное и официальное название религии «Дай Дао Там Ки Фо До» —Третий великий путь спасения. Последователи этой веры полагают, что «первое спасение» было ниспослано человечеству Всевышним через Фу Си, мифического правителя Древнего Китая, Будду и древнееврейского пророка Моисея. Второе — в лице Конфуция, Лаоцзы и Иисуса Христа. «Третье спасение», следование пути, обозначенному Као Дай, должно стать всеобъемлющим и окончательным.

Као Дай — это имя Высшего духа, верховного божества каодаизма. Символом религии, присутствующем на каждом каодаистском алтаре, стало изображение человеческого глаза, заключенного в треугольник с расходящимися от него лучами. Основные принципы и стиль оформления алтаря воспроизводят традиции оформления вьетнамского алтаря предков. Каодаистский флаг сочетает цвета красного, синего и желтого (белого) цветов, где красный цвет отражает конфуцианское и христианское начало, синий — даосское, желтый — буддийское.

Помимо верховного божества Као Дай, каодаистский пантеон включает в себя многих выдающихся людей прошлого и современности, таких, как китайский поэт Ли Во, Сунь Ятсен, национальные герои Вьетнама (сестры Чынг, Чан Хынг Дао, поэт и провидец Нгуен Бинь Кхием и др.), Жанна д’Арк, В.Гюго, Наполеон, Сен-Жюст, Л. Н.Толстой.

В начале 90-х годов апостолом Као Дай был назван М. С. Горбачев.

Вплоть до 1975 г. спиритизм оставался важной составляющей каодаистского культа и единственным источником пополнения «Священных изречений».

«Святой землей» каодаизма считается грандиозный храмовый комплекс в провинции Тэй Нинь, строительство которого было начато в 1927 г. До настоящего времени  на территории, площадью 150 гектаров, сохраняются внушительных размеров центральный храм, второстепенные храмы, хорошо ухоженный парк, административные здания, библиотека, монастырские сооружения.

 

Вплоть до 1975 г. каодаисты активно участвовали в политической жизни страны, имели своих представителей в правительстве Южного Вьетнама и многочисленные вооруженные формирования. После объединения Вьетнама политическая активность каодаистской общины ослабла, многие служители и верующие подверглись гонениям: у каодаистов были отняты и переданы государству многие здания; была разрушена организационная структура церкви, многие иерархи были отправлены на «перевоспитание»; было запрещено проведение спиритических сеансов, многих ритуалов, издание каодаистской литературы, сбор пожертвований. С конца 80-х годов ситуация стала постепенно меняться, и к настоящему времени, несмотря на все еще сохраняющиеся проблему в положении каодаизма в, численность его адептов имеет тенденцию к увеличению, что свидетельствует о значительной устойчивости этой религиозной системы и возможностях ее дальнейшей эволюции.

Хоахао («Мир и Дружба») часто называют реформированным вьетнамским буддизмом, или «буддизмом хоахао». Доктрина и ритуал этого религиозного течения испытали на себе значительное влияние конфуцианских и даосских представлений, а также впитали в себя элементы вьетнамского культа предков. Буддийские лидеры не признают хоахао в качестве одного из течений буллизма. Как и каодаизм, движение хоахао оформилось и получило распространение в южной части Вьетнама. В отличие от каодаизма, хоахао не ориентировано на западную религиозную традицию, а лишь на местные верования и культы.

Основоположник хоахао Хюинь Фу Шо (1919-1947) родился в пограничной с Камбоджей провинции Тяудок в деревне Хоа Хао, откуда и происходит название движения. Основная идея учения хоахао — проповедь «чистого буддизма», призыв к упрощению обрядов, к отказу от строительства пышных храмов, дорогостоящих жертвоприношений. Культовые сооружения, используемые последователями хоахао, так же как и у буддистов, называются пагодами, но выглядят при этом достаточно просто.

Каноническими текстами хоахао являются сочинения самого Хюинь Фу Шо. Ритуал хоахао состоит в чтении утренних и вечерних молитв, обращенных к Будде. Функции алтаря выполняет кусок красной ткани с вышитыми на нем сакральными словами. В качестве подношений к алтарю используются  вода, цветы и благовония. Последователям хоахао разрешено совершать поклонения предкам и национальным героям Вьетнама.

С момента своего формирования и вплоть до 1975 г. движение хоахао не было в стороне от бурной социально-политической жизни Южного Вьетнама. 40-50-е годы были периодом наибольшей политической активности движения, которое имело к тому времени свои вооруженные формирования. В 60 — начале 70-х годов, после того как «вооруженные силы» хоахао были официально распущены, последователи Хюинь Фу Шо вели активную пропагандистскую и издательскую деятельность. В 1971 г. был создан университет хоахао, не существующий в настоящее время. Определить точную цифру последователей хоахао достаточно трудно. Можно предполагать, что к концу 80-х годов их число значительно сократилось по сравнению с 2,5 млн человек в 1975 г. (вероятно, до 1 млн человек), а с начала 90-х имеет тенденцию к некоторому увеличению.

Кокосовая религия ни по числу своих последователей, ни по глубине и разработанности концепции не может претендовать на то, чтобы называться «религией» в полном смысле этого слова. Мы используем название «кокосовая религия»  только потому, что именно так оно звучит по-вьетнамски (Dao Du’a), отдавая себе отчет в условном характере такого обозначения.

Кокосовая религия — это некий синкретический комплекс, возникший на стыке восточной и западной культур. Однако, в отличие от каодаизма, получившего достаточно широкое распространение, она представляет собой скорее некий курьез, сохраняющийся вроде бы в основном лишь в угоду идее национальной самобытности и ради привлечения туристов.

Концепция кокосовой религии основана на том, что Иисус Христос и Будда появились одновременно, так же как и Дева Мария и Махамайа. Наглядными символами религии стали распятие и различные буддийские символы. Кокосовую религию называют иначе «Религией отшельника», а ее суть кратко характеризуют как «примитивную смесь буддизма и христианства».

Центром кокосовой религии является остров Феникс — один из небольших островов в дельте Меконга недалеко от г. Митхо. В настоящее время этот остров пользуется большой популярностью у вьетнамских и иностранных туристов, хотя о сути и истории самого религиозного течения знают очень немногие.

Основателем кокосовой религии был некий «кокосовый монах», урожденный Нгуен Тхань Нам, который родился в 1909 г. в южновьетнамской провинции Бенчэ. С 1928 по 1935 г. он изучал химию и физику во Франции, а после возвращения во Вьетнам обзавелся семьей, которую в 1945 г. бросил, и ушел в монастырь. Через некоторое время он занялся медитированием на о. Феникс, в течение 3 лет питаясь одними только кокосами и разрабатывая основы своей веры. Впоследствии у него появилось некоторое число последователей, а на острове был построен небольшой храмовый комплекс. После 1975 г. «кокосовый монах» был отправлен властями в заключение, а группу его последователей разогнали. Умер Нгуен Тхань Нам в 1990 г.

В настоящее время храмовый комплекс последователей кокосовой религии в ритуальных целях не используется, хотя и поддерживается в исправном состоянии. Вход в комплекс украшают ворота, с изображениями креста и свастики, а также колонны, обвитые драконами; в глубине возвышается многоярусная башня с металлическим куполом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *